Рекламный баннер 990x90px bantop

Моя северная эпопея

00:00 01.08.2023 16+
Моя «северная» эпопея

Андрей Иванович Рудник был призван в ряды Вооружённых сил летом 1974 года. Служил в морской авиации на Северном флоте. Вспоминает он о том времени с гордостью и удовольствием:

— Меня Советский Союз воспитывал. Совесть, честь, справедливость — всё это было самым главным. Мы равнялись на героев, слова «отдать жизнь за Родину» не были для нас громким лозунгом, они сердцем воспринимались. В армию пойти, встать на её защиту было почётно. Мальчишек даже пугали: «Ешь хорошенько, а то в армию не возьмут!» Мы искренне любили свою Родину, и она отвечала нам взаимностью. Меня ждали из армии в родном бобровском колхозе, писали мне тёплые письма, в которых были и уважение ко мне — защитнику Родины, и благодарность.

Моторист

Служил я в дальнеразведывательном полку морской авиации, который базировался на Кольском полуострове — в Североморске Мурманской области. В технике я хорошо разбирался, поэтому, пройдя курс молодого бойца, был назначен мотористом спасательной лодки. Её подвешивали к самолёту и в случае кораблекрушения она на парашюте опускалась на воду. Лодка эта радиоуправляемая, поэтому находящиеся на борту самолёта вели её к берегу. На ней были рыболовные снасти и небольшой запас продуктов. Если до берега было далеко, с самолёта дополнительно продукты сбрасывали. Нашей задачей было содержать лодку в боевой готовности. Два раза в месяц мы выходили в Кольский залив на учения.

Порядок и дисциплина

Дисциплина в полку была отличная. В том числе и благодаря … дедовщине, которая заключалась тогда в помощи молодым, заботе о них. Старослужащие учили, воспитывали новобранцев. Ни побоев, не издевательств не было. Тех, кто наглел, не хотел признавать дисциплину, соблюдать порядок, могли отправить гальюн мыть или палубу. Были и другие методы. Вот, например, старшина Овечко так приучал нас к порядку. Входил и заявлял: «Мне не нравится порядок в кубрике! Выноси кровати на улицу!» И мы в любую погоду разбирали свои двухъярусные кровати, со второго этажа выносили их на улицу, собирали и по нитке заправляли. «Вот такой порядок должен быть и в кубрике. Видите, — научились», — говорил Овечко, и мы опять разбирали, заносили, собирали и заправляли.

В то время была ещё одна традиция, касающаяся взаимоотношений «дедов» и молодых матросов: после выхода Приказа министра обороны о демобилизации те, кто шёл на дембель, отдавали в столовой своё масло молодым. Им ведь долго служить, сил много надо.

Через полтора года за хорошую службу мне присвоили звание старшего матроса и дали отпуск на 10 дней. А когда вернулся, в составе специально сформированного взвода водителей направили в Краснодарский край помогать колхозам убирать урожай хлеба и фруктов. Оттуда — на север Казахстана, а потом — на Украину. Так и путешествовал до конца службы.

Таёжная история

После срочной предлагали остаться в Североморске — учиться, получить офицерское звание. Не согласился — очень уж о доме соскучился. А потом жалел. Суровый климат Заполярья меня не смущал, морская служба нравилась, но не вернулся я туда. Вскоре женился, и мы поехали в Якутскую область — строили в тайге двухэтажные дома для оленеводов. Жена штукатуром работала, я — плотником 2-го разряда. Морозы там были лютые, вздохнёшь — аж лёгкие трещат. Лета практически нет, световых часов зимой тоже почти нет, сплошная ночь. Но нам там нравилось. Утром схожу на реку, проверю кубарь — в нём ведро хариуса. Принесу домой, мы с Ольгой почистить и засолить её успеваем перед работой. В лесу — грибов и ягод полно. И вообще, интересно там было. Быстро уезжать не собирались. Но жена забеременела, я её домой отправил, а через год и сам вернулся. Хотели опять туда поехать, но с маленьким ребёнком не решились. А жаль.

Вот так закончилась моя «северная» эпопея — и морская, и строительная. Хорошо, что всё это было в моей жизни. Воспоминания об этом согревают душу.

1641

Оставить сообщение:

АРХИВ ВЫПУСКОВ
Рекламный баннер 300x250px 300na250
МЫ В СОЦСЕТЯХ
Рекламный баннер 300x600px 300na600
ПОЛЕЗНЫЕ РЕСУРСЫ